Сегментация рынка лекарственных препаратов |
25-01-2021 |
Углубленная сегментация рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара.
Сегментация рынка - это деление потребителей на группы в соответствии с определенными критериями и признаков. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения спроса потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.
При сегментации потребительских рынков используют следующие принципы:
1. Географический (разделение рынков на страны, штаты, регионы, округа, города и т.д.).
2. Демографический (разделение потребителей по полу, возрасту, рас-миром семьи, уровнем дохода, роду занятий и т.д.).
3. Психографические (разделение потребителей по принадлежности к обще-пильного класса, образом жизни, характеристикой лица-стости, социальным статусом).
4. Поведения или учет факторов стиля жизни (разделение потреби-телей в зависимости от знаний, отношений, характера использова-ния товара и реакции на этот товар).
Чаще всего сегментирование рынков проводят по различным ти-пами конечных потребителей товара и по значению заказчика.
При изучении рынка лекарственных препаратов наиболее часто используются географический и демографический принципы, вместе с тем осуществляется сегментация спо-живачив за заболеваемостью.
Наряду с сегментацией рынка практическое значение имеют понятия "целевой рынок", "рыночное окно", "рыночная ни-я».
Целевой рынок - охватывает несколько сегментов, отобранных для маркетингового изучения и для маркетинговой деятельности данной фирмы.
Рыночное окно - это сегмент рынка, которым пренебрегли вы-работчика соответствующей продукции, это неудовлетворенные потребности потребителей. Рыночное окно представляет собой группы потребителей, конкретные потребности которых не могут быть прямо удовлетворены специально созданным для этого товаром, а удовлетворяются в результате использования других товаров.
Наиболее наглядным примером рыночного окна сфе-ре лекарственного обеспечения населения является отсутствие до-ного ассортимента детских лекарственных форм оте-няного производства. Потребность детей, как правило, зак-вольняеться за счет дозированного применения врач лекарственных препаратов, предназначенных для взрослых. Проблемы разработки детских лекарственных форм - среди наи-более актуальных для научно-практической фармации.
Рыночная ниша - сегмент рынка, для которого наиболее оп-тимальнимы и подходящими являются товары данной фирмы и ее мож-ности поставки.
Сегментация, как правило, используется в целевом маркетинге. Следующим этапом его является выбор целевых сегмен-тов рынка. Это оценка и отбор предприятием одного или кол-Кох сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.
Для фирм наиболее оправданной является диверсификация своей деятельности, охват нескольких различных сегментов рынка.
По такому принципу в основном строится дея-тельность фармацевтических предприятий и аптек, хотя имеет мес-это и специализация.
Например, фирма обнаружила, что одна из самых при-манящих идей - рынок "средств от головной боли". При этом руководство может считать, что введение в ассортимент средств от головной боли в полной мере отвечает и целям, и ресурсам фирмы. Существует мощный штат продавцов, разветвленная сеть распространения товаров, что составляет маркетинговые преимущества фирмы. Кроме этого, фирма должна быть уверена, что успешно спра-цюеться с наиболее важными представителями рынка средств от головной боли сумеет наладить хорошие сто-ношения с поставщиками исходных химических веществ, необходимого оборудования и материалов для нового производства; что имеет прочные связи с основными марке-тинговимы посредниками, которые будут поставлять ее пре-парат клиентам, что разработает такое средство от головной боли, который будет привлекателен в отличие от подобных препаратов, предлагаемых конкурентами.
К тому же каждую возможность необходимо изучить с точки зрения величины и характера рынка. Процесс этот состоит из четырех этапов: замеры и прогнозирование спроса, сегментирование рынка, отбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара на рынке.