Понятие карьеры, ее виды и этапы развития |
27-11-2020 |
В обществе необходимо создавать благоприятный макро-и микроклимат для профессионального роста кадров, поскольку от его состава зависит механизм организации, управления предприятиями, коммерческий успех на рынке товаров и услуг.
Карьера в бизнесе - это продвижение человека по службе, процесс изменения уровня профессиональной квалификации или имущественного статуса, а также позиции и поведения, связанные с опытом работы и трудовой деятельностью.
Для карьеры характерно:
• субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом;
• постепенное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника;
• уверенный следования избранному пути, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материального обеспечения.
Различают следующие виды карьеры:
• профессиональная;
• должностное (служебное);
• внутриорганизационная;
• имущественная.
Профессиональная карьера предполагает процесс достижения высокой квалификации в рамках определенной профессии.
Как вид трудовой деятельности профессия объединяет комплекс знаний и навыков, полученных путем обучения и практики. Сотрудник оценивается не только по профессии, но и по специальности.
Специальность - это совокупность знаний и навыков для выполнения специального круга работ трудовой деятельности в рамках конкретной профессии. Осуществление отдельных видов профессиональной деятельности связано с наличием соответствующего уровня образования. Рост профессиональной карьеры предполагает получение разряда, категории, ученого звания, ученой степени, освоение смежных профессий, новых профессиональных навыков. Для профессиональной карьеры характерно преобладание специализации, работа в одной предметной области.
В приложении 11 приведен перечень профессий в различных сферах бизнеса (управлении, государственных структурах, сфере маркетинга и финансов) с характеристикой содержания основной работы и требований к специалистам (на примере США).
Так, в сфере управления человек с двухлетним курсом обучения может занимать должности производственного мастера, агента по обслуживанию потребителей, клерка, а с четырехлетним - руководителя отдела, управляющего функциональным подразделением.
В сфере маркетинга для работника есть возможность работать на должности специалиста по оптовым закупкам, менеджера по маркетингу, агента по размещению рекламы, представителя туристического агентства.