Источники формирования финансовых ресурсов природоохранной деятельности

25-12-2018

Процесс перехода от административно-командной к рыночной системе экономической координации требует применения последовательной и комплексной государственной экономической стратегии с четко определенной целью, направлениями, задачами и приоритетами. Однако наиболее главнее характерной чертой экономической стратегии большинства переходных эконо-мик на грани 1980-90-х годов под влиянием, в значительной степени, субъективных и политических чин-ны - ков стало "размывание" настоящей стратегической цели - экономического роста - и ее под-ми-на стратегическими направлениями (либерализацией, монетарной стабилизацией, приватиза-цией). Соответственно произошло смещение задач экономической стратегии, из-за чего значительная часть стратегических направлений, необходимых для обеспечения реальной стабилизации эконо-мической системы и продолжительного экономического роста, осталась без внимания.

В связи с этим следует сказать, что платежи за пользование природными ресурсами и сбор за загрязнение окружающей природной среды (екоресурсних платежей) должны были стать в Украине важнейшими составляющими экономического механизма природо-пользовании и охраны окружающей среды. В общем аспекте формирования системы этих платежей рассматривалось как путь к созданию источника финансирования ния природоохранной деятельности, которое в определенной степени было независимым от государственного бюджета.

В конце екоресурсних платежи рассматривались как средства налоговой политики в сфере природопользования и природоохранной деятельности, которые имели целью осуществлять денежную компенсацию утраченных ресурсов в процессе производства и потребления.

Такой подход закладывался и в Законе Украины "Об охране окружающей природно-го среды", который был принят в 1991 году. В нем, в частности, отмечалось: "Плате-жи предприятий, учреждений, организаций, а также граждан за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредными-ного превышения лимитов взимается с прибыли, остающейся в распоряжении предпри -приятий, учреждений, организаций и граждан "[1, С. 1162]. Итак, плата за загрязнение окружаю-лиш-природной среды и за использование природных ресурсов направленных ву-ва-лась на материальное заинтересованность и ответственность предприятий за уровень хозяйственной деятельности.

Однако процесс трансформации плановой системы в рыночную был очень сложным и неодно-значным, поскольку он связан с изменением одних установленных норм на другие во всех компонентах жизнедеятельности, в т.ч. природоохранной.

В Украине изменения в сфере природопользования прежде связывались с изменением системы екоплатежив.

Плата за использование природных ресурсов в народном хозяйстве СССР приглашающие ваджувалась постепенно. Сначала считалось, что природные ресурсы не могут иметь цены сами по себе, поскольку они не являются продуктом деятельности человека и не имеют свойств товара. Однако с конца 1950-х годов начала сниматься плата с лесозаготовителей за исполь-зования ими запасов лесов, так называемая "попенной" (от слова "пень") плата, которая перечисляет-валась в бюджет и должна была покрывать расходы на лесовосстановление. С 1974 года предприятия, которые эксплуатировали некоторые твердые полезные ископаемые, оплачивали их расходы в виде платежей за уменьшение запасов (добыча плюс потери полезных ископаемых). Ставки платежей за запасы выходили из затрат на геологическую разведку.


Другие статьи по теме:
 Государственное регулирование и финансовый механизм социального страхования в Украине
 Сущность валютных отношений и валютной политики
 Инновационные возможности украинских предприятий
 Аудит коммерческих банков
 Реализация инвестиционного проекта. Прекращение инвестиционного проекта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Курсы обмена валют в банках кемерово www.bank42.ru.

Быстрое сообщение:

У нас читают:

Влияние информационных технологий на развитие информационных структур ООН и ее стратегий.

Определив цели информационной деятельности ООН и пользу, которую могут получить от нее государства-члены, народы и различные учреждения, важным представляется анализ преимуществ от развития информационных технологий, которыми может и должна использовать ООН. В начале 1990-х гг Получение и передача информации с развивающихся, были дорогими и требовали много времени.


Читать далее
Бюджет в составе государственных финансов. Экономическая сущность и значение бюджета.

Центральным звеном государственных финансов и одним из наиболее важных институтов экономического суверенитета государства выступает бюджет. Он обеспечивает не только лишь аккумулирование средств, необходимых для финансирования государства, используется не только лишь для частичного перераспределения доходов с целью образования благоприятной общественной среды в государстве, но еще и активно оказывает влияние на экономические, национальные, социальные, региональные процессы в обществе и введение высшими органами власти соответствующей национальной стратегии развития, направленной на укрепление государственной безопасности.


Читать далее