Источники формирования финансовых ресурсов природоохранной деятельности

17-02-2020

С 1982 года вводилась плата за воду, которая использовалась промышленными предприятиями и коммунальным хозяйством из государственных водохозяйственных систем. Плата взималась по тарифам в расчете на 1 м3 воды забиралась, а также в зависимости от лимита водоснабжения. За превышение лимита плата за воду проводилась в пятикратном размере. Плата дифференцировалась по бассейнам рек и озер. Предприятия тепловой энергетики платили за воду по льготным тарифам. Устанавливались также платежи за отвод предприятиям сельскохозяйственных земель. Все платежи за природные ресурсы поступали в бюджет союзной республики.

Однако в конце 1980-х годов стало ясно, что старая система управления не способна обеспечить дальнейшее развитие природоохранной деятельности. В 1989 году было принято решение об использовании экономических методов в практике управления природопользованием, начался эксперимент по введению платы за загрязнение окружающей природной среды. Так, в Государственной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на перспективу до 2005 года предполагалось осуществление целого комплекса мероприятий по разработке экономического механизма природоохранной деятельности.

Также, Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)", который всту-пил в действие в конце 1980-х годов, предприятие из своей прибыли вносит у государств-ный бюджет по определенным долгосрочными нормативами платы за использование при-родных ресурсов (землей, водами, полезными ископаемыми и др.). как время-тиной национального достояния. Через плату за природные ресурсы изымалась диференци-на рента, которая возникала в связи с различиями в производительности этих ресурсов [2, С. 29-30].

Базой административных мер стали экологические стандарты, содержащие требования к процессам производства, транспортировки, хранения и утилизации продукции, строительства жилья, производственных сооружений, коммуникаций, дорог, линий электропередач, трубопроводов и др.. Они закреплялись в государственных стандартах (ГОСТ) и списках норм и правил (СНиП). Здесь стоит заметить, что стандарты качества окружающей среды в СССР по каким-то причинам были более суровыми, чем в США и странах Западной Европы. Однако это вовсе не свидетельствовало о лучшем состоянии природной среды в советском государстве, чем на Западе. Практически никогда такие жесткие требования не придерживается-ва-лись предприятиями-загрязнителями. Для этого использовались так называемые временные нормативы. Например, для предприятий, которые не могли уменьшить выбросы до уровня предельно допустимых, устанавливался норматив временно-согласованных выбросов (сбросов). Предполагалось, что воздействие на окружающую среду предприятий, для которых определялись следующие временно-согласованные нормативы, приводил бы к уменьшению уров-ня выбросов до предельно допустимых. Соответственно такая система стандартов в сочетании с государственным финансированием дала бы определенные результаты. Выбросы вредных веществ действительно постепенно уменьшались как в абсолютном измерении, так и на единицу валового продукта. Однако глубокий экономический кризис 90-х годов отодвинула решение экологических проблем на второй план. Уже в 1990 - 1991 гг начали ухудшаться эколого-экономические показатели. Несмотря на то что в абсолютном выражении выбросы опасных веществ сократить-лись, наметилась тенденция к росту выбросов на единицу ВВП и уменьшение инвести-ций в природоохранную деятельность.


Другие статьи по теме:
 Венчурный капитал как источник финансирования инновационной деятельности предприятий
 Назначение и роль государственных финансов
 Управленческие аспекты социального страхования
 Аудит совместных компаний
 Виды котировок

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Застраховать дачу калькулятор

Быстрое сообщение:

У нас читают:

Сущность социально-экономической стратегии

Согласно теории менеджмента стратегия (от греч. Стратегос - искусство генерала) - это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии организации (государства).


Читать далее
Принципы организации расчетов

Эффективность функционирования экономики в целом и каждого отдельно взятого предприятия зависит по большей части от организации расчетов.


Читать далее